В прошлом выпуске Vegetarian мы начали разговаривать с Дмитрием Троцким — коучем, писателем, бывшим хиромантом, который делится секретами, как можно изменить свою судьбу — о том, что негативные чувства необходимы нам для взросления.
В этот раз мы продолжаем беседу о чувствах и зачем они вообще нужны.
— Дима, в последнее время я несколько раз слышала от тебя, что чувства и способы их проживания можно разделить на три уровня: животный, человеческий и некий высший, назовем его божественным. И что путь к счастью начинается с того, чтобы увидеть в себе «животное», научиться проживать соответствующие состояния, но затем стать человеком в своих проявлениях. Расскажи, пожалуйста, подробнее, что ты имеешь в виду.
— Давай сразу начнем с иллюстрации. Представь, что мы с тобой сейчас сидим, разговариваем, но не здесь, а, например, в Индии, и я вдруг со всей дури бью тебя по руке, тебе очень больно. Как думаешь, как ты отреагируешь в такой ситуации?
— Как минимум, скажу «Что ты себе позволяешь?!» только в более грубой форме, а то и сдачи дам, потому что во мне моментально закипит злость, гнев.
— Да, но потом я говорю: «Аня, на твою руку село насекомое, укус которого смертельно опасен, и яд действует в течение нескольких секунд. Я решил ударить сильно, чтобы наверняка убить его. Прости, пожалуйста, я не хотел сделать тебе больно!». Что ты почувствуешь теперь?
— Огромную благодарность за то, что ты спас мне жизнь!
— А теперь я немного поясню эту ситуацию. Когда я ударил тебя, ты почувствовала боль, опасность, угрозу своей жизни и здоровью. В этот момент в тебе проснулись инстинкты, которые говорят: «Защищайся или убегай!». Если бы на моем месте был лев, ты бы, скорее всего, попыталась убежать, но меня ты можешь ударить в ответ. Так поступают животные. Каждый сам за себя, сражайся до последнего.
Но прежде чем ты нанесла ответный удар, у меня появилась возможность объяснить, почему я так поступил с тобой — началась коммуникация. В этот момент мы с тобой превратились в людей, задействовали высшие речевые центры, начали разговаривать, и ситуация раскрылась с совершенно новой стороны.
И теперь я готов ответить, что к животным отношу те чувства и состояния, включая базовые инстинкты, которые призваны защитить тело, обеспечить его выживание.
— То есть нужно просто дать человеку объясниться и тогда получится человеческая коммуникация, а не «животная»?
— Иногда нужно задать вопрос самому себе — а что сейчас происходит, почему я так себя веду?
Свежий пример. Был двухдневный тренинг в Москве. В первый день мы закончили только в первом часу ночи, приехали с женой на такси домой и обнаружили, что ключи остались в сумке, которую мы забыли в аудитории. Представляешь, только что закончился 15-часовой рабочий день, через несколько часов вставать и вести второй день тренинга, а домой не попасть. Это значит, что сейчас нужно снова ловить такси, ехать обратно в аудиторию, возвращаться домой… Итого, минимум полтора часа драгоценного сна потеряны.
Я закипел и был готов сорваться на жену: «Да как ты могла оставить ключи! Из-за тебя я не высплюсь! Завтра придется еще столько же работать уставшим!». Это состояние длилось буквально минуту, я успел его притормозить и спросить себя: «Стоп, стоп! Что это с тобой происходит? Кто в тебе говорит? Твоя жена точно такой же живой человек, как и ты, она тоже устала. И ты тоже мог забыть эти ключи. Зачем ты сейчас собираешься сделать ей больно? Просто так случилось». Волна гнева тут же отступила. Я не проглотил свои чувства, просто успел чуть-чуть по-другому посмотреть на ситуацию, и они сами исчезли.
Когда на следующий день я рассказал эти историю девчонкам из нашей команды, одна из них поделилась, что у нее тоже такое бывает: ругает за что-нибудь дочку: «Как ты могла так поступить!», а потом себя же спрашивает: «Вот что ты так на нее взъелась, сама ведь так иногда делаю, бывает».
«Животное» в нас всегда видит только себя, только свои интересы и желания. Все животные чувства направлены только на защиту границ собственного «я». Есть ситуации, где они необходимы, но гораздо чаще случаются истории, в которых они не нужны, а мы все равно опираемся именно на них.
— Дай, пожалуйста, примеры животных чувств.
— Все агрессивные чувства, начиная с обиды. Потому что обида — это уже маленькая агрессия, когда что-то пошло не по-моему. В прошлый раз мы с тобой обсуждали, что обида нужна для психологического отделения ребенка от матери. Без этого чувства он не научится чувствовать, что я и мама — не одно и то же.
Сюда же, к животным состояниям, относятся раздражение, злость, бешенство, ярость, гнев. Эти чувства нужны, чтобы максимально обратить наше внимание на тех людей, на те сферы деятельности, при которых эти состояния запускаются, активизируются. То есть нужно пересмотреть коммуникации между собой и тем, на кого или на что рождаются такие сильные агрессивные чувства.
Такие чувства призваны показать, что прямо сейчас я потерялся, играю не свою роль, не являюсь собой. Я не зря постоянно сравниваю животные чувства с мертвой водой из русских народных сказок — они помогают собраться, почувствовать себя как нечто самостоятельное, отдельное.
Хорошим примером проявленного агрессивного чувства является пощечина человеку, потерявшему сознание. Чтобы привести его в чувство, бессмысленно говорить ему, как его все любят, уважают, как заботятся о нем. Нужна либо хорошая порция нашатыря в нос, либо крепкая пощечина, которая заставит тело пробудиться. И это больно.
— Получается, нужно научиться видеть в себе животные чувства и переходить от них к человеческим?
— Да, это следующая стадия. Посмотри, даже ребенок сначала учится ощущать себя как некое «я», учится ответственности за свое тело, за свои детские поступки, а потом постепенно начинает социализироваться — устанавливать связи с другими людьми. К человеческим как раз относятся все чувства, которые служат установлению и поддержанию связи между людьми — друга с другом, жены с мужем, начальника с подчиненным, матери с ребенком и т.д.
На стадии животных чувств я только беру и только для себя. На стадии человеческих состояний начинается некий бартер: ты мне, я тебе. Но сразу хочу сказать, что рано или поздно происходит насыщение, пресыщение и разочарование даже в человеческих чувствах. Жизнь не придумана для того, чтобы родиться и установить как можно больше коммуникаций. Нет, она придумана для того, чтобы выйти на заоблачные чувства с Творцом. А это уже должно быть что-то абсолютное, безусловное.
— Можно сказать, что животные состояния — это максимальная отделенность, обособленность «я» от всех остальных. Человеческие помогают настраивать коммуникации с такими же отдельным единицами. А божественные — это когда все коммуникации перерастают в ощущение абсолютного единения всего со всем.
— Да, да, потому что на первых двух уровнях еще действуют инстинкты — самосохранения, выживания, размножения. Стадный инстинкт – когда ты понимаешь, что в стаде легче сохраниться.
— Расскажи, пожалуйста, что это за чувства — человеческие.
— Грусть, сомнение, застенчивость, оживление, забота, дружелюбие, предвкушение, восторг, изумление — их очень много. Это вообще все чувства, которые помогают нам в коммуникациях.
Интересно то, что многие человеческие чувства нельзя однозначно отнести к негативным или позитивным. Вот, например, любопытство. С одной стороны, именно оно подталкивает нас к тому, чтобы узнавать новое, но в то же время именно из-за него можно вляпаться в неприятную историю. Забота может быть искренней, приятной, а с другой стороны, я могу придушивать тебя своей заботой, как и вниманием, которое бывает чрезмерное и достаточное. Ревность — тоже чрезмерная забота. Грусть — это разве плохо? Именно в состоянии грусти ко мне приходят разные откровения и мысли. Беспомощность вроде не очень приятное чувство, но в то же время оно дает возможность другому человеку почувствовать себя кем-то значимым — защитить тебя, позаботиться
— А божественные чувства — это какие?
— Любовь, благодарность, вера… Но на самом деле, божественным может быть любое чувство, в котором нет «а что мне за это будет?».
Знаешь, какое высшее человеческое чувство? Чувство такта. Еще его можно назвать чувством парадоксов. Оно дает абсолютное понимание, когда в одинаковых обстоятельствах ты в одном случае кого-то посылаешь на три буквы — и это именно то, что нужно, а в другом — молча выслушиваешь и еще на коленях просишь прощения. Чувство такта — это как Врата Святого Петра в рай. Такт — это интуитивное определение психологического, физиологического, социального, личностного расстояния между друг другом.
— Это чрезвычайно редкое чувство.
— Да, но именно оно открывает совершенно новые состояния.
О чем я говорю на лекциях и тренингах? О том, что сначала нужно научиться видеть в себе «животные» состояния «я, мне, мой, дай», научиться брать за них ответственность — через просьбу о прощении. Проговаривая эти чувства, мы уже устанавливаем коммуникацию с другим человеком, даем друг другу шанс объясниться, прояснить мотивы, намерения, отношения. Следующий шаг — переход к человеческим состояниям, когда мы учимся вообще по-другому смотреть на ситуации, видеть не только себя, но и второго человека, его чувства, желания. Пробуя, выражая чувства, прося прощения, снова выражая, меняя привычные шаблоны поведения, мы в итоге обучаемся чувству такта.
Еще раз подчеркну, что чувству такта можно только научиться. Каждый день мы с тобой получаем сотни писем и сообщений: «Так надо делать или не надо? Так выражать чувства или эдак?» Нет однозначного ответа. Поэтому я и призываю пробовать.
Произошла какая-то нехорошая ситуация, за это можно попросить прощения, в этот момент еще и понимаешь, как можно было по-другому. Двадцать раз сделаешь плохо, но подумаешь, как можно было по-другому, на 21-ый сразу сделаешь по-новому. Пробовать нужно, нарабатывать этот навык.
В жизни все работает по одним и тем же принципам. Представь, что я попробовал это блюдо, мне не понравилось, я тебе сказал об этом, но ты решила попробовать сама — и это оказалось самое вкусное, что ты когда либо ела. Точно так же нужно учиться самостоятельно чувствовать, как себя вести, что говорить в тех или иных ситуациях. Я могу подсказать алгоритм, но не могу дать конкретных решений.
Постоянно пробуя, обучаясь, мы обретаем чувство такта, начинаем чувствовать, думать, действовать в одном ритме, в унисон со Вселенной.
Беседовала Анна Кузнецова