Страх – чувство, которое очень отравляет жизнь. На уровне сознания многие из нас понимают: того, что не случилось, бояться бессмысленно, потому что этого нет и может никогда и не быть; бояться того, что уже случилось, тоже нет смысла, нужно что-то с этим делать. Но страх иррационален — он иногда поджидает нас в самых неожиданных ситуациях. Какова природа страха? Этот вопрос стал темой очередного интервью Дмитрия Троцкого для газеты Vegetarian.
— Дима, что это вообще за чувство такое — страх? Откуда оно берется?
— Я для себя определяю страх как состояние, которое образуется в результате того, что я отделяю себя, некое частное «я» от «себя» большого, от нашего общего «Я». И это состояние разделения и называется страх. Потом он начинает проецировать себя на разные участки нашей жизни: начиная с самого распространенного страха смерти физического тела, заканчивая всеми видами фобий — страх бедноты, страх, что меня бросят, страх, что я никому не нужен, страх потери молодости.
Слово «страх» еще можно заменить словами «неведение», «глупость», это неосведомленность до конца о своей настоящей, естественной природе.
— То есть страхи проистекают от того, что, например, я осознаю себя как что-то маленькое, что перед лицом проблем и ответственности я могу рассчитывать только на свои очень ограниченные возможности и ресурсы?
— Да, страх появляется, когда я думаю о себе как о чем-то мелком, незначительном, недоделанном, недалеком — можно продолжать в том же духе. Страх — это думание о себе не как о части безграничного целого, а как о маленьком отделенном целом с ограниченными ресурсами.
Страх — это тьма неведения. В плохо освещенной комнате легко перепутать шарф или веревку, или скакалку, брошенную на полу, со змеей. Но при хорошей освещенности мы видим, что змеи нет, нам все показалось.
Освещение в данном случае — это знание, проливающее свет на нашу естественную божественную природу, знание о нашей сопричастности абсолютно всем явлениям, ко всей Вселенной.
— В таком случае, знание может избавить от всех страхов?
— Да, есть один универсальный способ избавиться от всех страхов, депрессий, неудовлетворенности своим телом и т.д. Нужно задать себе вопрос: а кто же я такой на самом деле? Где мои границы? Ограничен ли я только контурами своего тела? Или мои границы обозначены тем, что я владею — например, квартирой или автомобилем? Может быть, эта граница в дорогих часах на руке, которые говорят обо мне как о социально успешном существе? Где эти границы, где заканчивается мое «я»?
Поиск ответа на этот вопрос одновременно является и самим ответом: границ не существует. «Я» — это нечто абсолютно безграничное, но начинается оно с примитивного телесного «я».
Чем ближе наше мышление к представлению о себе как о существе ограниченном, существе телесного порядка, тем больше у нас страхов. Можно еще назвать это детским уровнем познания себя: когда ты боишься темноты, боишься, если мама оставила тебя в комнате одного больше, чем на пять минут.
Знаешь, такие страхи есть у маленьких собак. Стоит хозяину выйти в другую комнату — а они, видимо, пространство и время как-то иначе воспринимают — такие собаки сразу начинают бояться. У больших, благородных собак такого нет, они не так сильно переживают, если хозяин уходит на работу на 8-9 часов. Маленьким же собачкам нужно постоянное присутствие хозяина.
Точно так же происходит и у людей. Чем меньше мы о себе знаем, чем с меньшим мы себя ассоциируем — с телом, тем больше у нас разных зависимостей, страхов, панических атак.
Панические атаки, депрессия, любое психическое отклонение — это тень, следствие страха. А страх — это незнание своей настоящей природы, думание о себе как о чем-то обособленном от всей Вселенной, от Бога, которого мы ищем.
— Дима, а давай с тобой обсудим самые популярные страхи, про которые нам пишут — страх за детей, страх болезней, страх одиночества и страх бедноты.
— Знаешь, какой самый популярный страх? Что на мне закончится очередь. Всем счастья хватило, все купили то, что им было нужно, на распродаже, а на мне сейчас очередь закончится. А это «счастье» у каждого свое — у одного здоровье, у второго личная жизнь, у третьего деньги…
— Да-да, страх, что мне не хватит чего-то, что меня обделят!
— Само такое думание — это преступление. Возьмем простой пример — организм. Представляешь, что будет, если почка начнет думать, что она одна-одинешенька висит в пустом пространстве в темной комнате, и что ей чего-то не хватит. Думание об этом запускает желание привлечь к себе внимание: «Я же тут, я почка! Мне нужны питательные вещества! Не забудьте про меня!». Тогда вся ресурсная система организма начинает отвлекаться на то, чтобы заткнуть разбушевавшуюся почку.
Если человек боится, что ему чего-то не хватит, если он ощущает себя чем-то маленьким и незначительным, то начинает привлекать к себе повышенное внимание. В этот момент вся Вселенная пытается ему это внимание дать, но обычно не тем способом, который ему был нужен.
Если продолжать пример с почкой, то когда она начинает слишком привлекать к себе внимание вместо того, чтобы выполнять свою обычную работу, то в итоге получит укол обезболивающего, а в худшем случае ее просто вырежут.
Так и человек, если он начинает специально привлекать к себе внимание, а это значит, что он начинает брать, ничего не отдавая взамен, может нарваться на божественный «укол».
Каждый из нас находится на своем уникальном месте в едином организме, и нужно просто делать свою работу — то, что умеешь делать прямо сейчас, и тогда все будет дано. Если применять концепцию, что «я — это часть единого целого», то рождается абсолютная уверенность, что все в этом мире на своих местах и все уравновешено. И тогда то счастье, за которое еще вчера надо было сражаться, сегодня доступно по определению.
— Вроде все понятно, но остается вопрос — что же делать со страхом? Как его преодолеть? Ведь когда чего-то боишься, очень сложно взять и перестать бояться, страхи порабощают. Боишься, например, бедноты, начинаешь об этом думать — где еще заработать, где взять деньги, а если меня уволят…
— Бог — очень любящая мама. И если человек боится бедноты, то рано или поздно Он создаст ситуацию, где человек должен столкнуться с беднотой. Для чего? Для того, чтобы, во-первых, убедиться, что это не так страшно, как я себе представлял на почве страха. Для того, чтобы увидеть, что и в состоянии бедноты есть жизнь, есть любящие и любимые, есть за что испытывать благодарность. Можно оттолкнуться от состояния бедноты и пойти дальше, но уже без страха безденежья.
Каждый, у кого есть страх одиночества, сталкивается с одиночеством. И у каждого одинокого человека есть от тысячи до миллиарда причин поблагодарить за здоровье, за счастье иметь то, чего нет у других людей…
Да, мы все проходим этот этап сравнивания себя с другими. Только я предлагаю сравнивать себя не с более успешными, а, наоборот, с менее успешными и благополучными людьми. Вот кто-то тоже одинок, но у него и ноги нет, и родителей нет, и вообще он весь болен. Сравните себя с этими людьми, найдите у себя то, за что можно быть благодарным прямо сейчас.
Да, это эгоистический, примитивный этап, но с него надо начать. Рано или поздно мы в любом случае придем к безоценочному мыслительному процессу, когда перестанем себя сравнивать с богатыми или бедными, с теми, у кого уже все в жизни есть, или с теми, кто все потерял.
Не сравнивайте себя с тем, кто купил роллс-ройс, сравните с тем, у кого нет денег даже на велосипед. А я могу себе велосипед купить сегодня — я счастливый человек! Но это только первый шаг, не надо засиживаться в этом детском саду.
Главное, что любящая мама по имени Бог всегда дает нам то, чего мы боимся. Так и должно быть, чтобы мы поняли, что во всех этих ситуациях тоже есть жизнь. Не хочешь, чтобы так было — найди себе тысячу причин поблагодарить за то, что есть прямо сейчас. Смотришь, а того, что называется страхом, уже и нет.
— Дима, а зачем придуман страх? Есть ли в нем смысл?
— Я вообще приверженец такой теории — скорее, даже практики уже – что все чувства, включая страх, придуманы для чего-то, для какой-то цели. Как в автомобиле нет бесполезных деталей, просто есть то, чего мы не пониманием или не знаем.
На определенном этапе страх является сдерживающим фактором от нашей собственной глупости. До определенного момента наша глупость, незнание своей природы играет нам на руку — как детям.
Дети же не знают, что они самостоятельные существа, которые вырастут, смогут сами себя обеспечивать, позаботиться о себе — штаны надеть, ботинки зашнуровать. Это незнание позволяет им побыть детьми: о них заботятся и любят — просто так. Страх позволяет вкусить жизнь, ничего не отдавая взамен. Мне страшно — любите меня. Мне страшно — бегайте вокруг меня. Мне страшно — побудьте рядышком со мной. У нас есть возможность насладиться этими страхами.
Горе тому, кто засиделся в этом детском саду. Такой человек будет незрелым всю жизнь, привыкнет, что о нем должны заботиться: только «мне-мне-мне» и только «я». Для таких людей божественный лекарь придумал укол, прививку. Когда делают прививку, в организм вводят ослабленные вирусы или бактерии, чтобы иммунитет научился справляться с ними. Так и тут: на страх одиночества будет прививка одиночеством, на страх бедноты будет укол беднотой, страх болезни повлечет за собой заболевание… Чтобы выработать иммунитет к этим ситуациям и избавить человека от страха.
Но это наш выбор — ставить себе всю жизнь эти прививки или быть здоровым человеком.
— Давай тогда продолжим тему того, как преодолеть страхи, как обрести осознание себя как части огромного всесильного целого.
— У каждого из нас есть, скажем так, фонарик – фонарик различения, мудрости, фонарик опыта и знаний. Он освещает пусть не всю жизнь и не то, что будет после смерти, а какой-то отрезок времени. У мудрых людей этот фонарик светит на года вперед, у них и интуиция, и знания, мой фонарик светит, наверно, минут на 15. Но мне и этого более чем достаточно.
За 15 минут я могу улыбнуться, выпить чаю, обнять близкого человека, попросить прощения. И по чистой случайности или по случайному божественному совпадению, как только заканчиваются эти 15 минут, у меня в запасе снова 15 минут. Так, глядишь, день прошел, а потом и год — осознанно прожитой жизни без страха. Чего мне бояться в эти 15 минут? Если у меня нет чая, то я и не боюсь его потерять. Если у меня есть чай, то нет страха, что я его не выпью — просто пью. Все это укладывается в 15 минут.
Такой фонарик божественной мудрости есть у каждого. Да, у кого-то его света хватает на 10 минут, у кого-то на 5, а то и на минуту, но все что мы должны сделать, так это взять ответственность за эти несколько минут, освещенные божественным фонариком. Осветив в своей жизни 15 минут, мы увидим, что те чудовища, которые смотрели на нас из углов темной комнаты, перестали существовать.
Газета Vegetarian распространяется бесплатно, список мест, где ее можно взять, опубликован на официальном сайте издания.