В этой беседе с Дмитрием Троцким мы решили раскрыть тему, которая волнует очень многих — как помочь близкому человеку в его сложной ситуации, чтобы не давить, не навязывать свою точку зрения, не навредить.
— Дима, есть ли все-таки возможность помочь близкому человеку — не умничая, не навязывая свою помощь и мнение?
— Пришел такой образ. Детский хирург, по совместительству — алкоголик, который выпивает каждый день, от этого у него уже трясутся руки. Вопрос: как он может помочь маленькой девочке, которой будет делать открытую операцию на сердца? Давай вместе рассуждать.
— Для начала — перестать пить.
— Да, взять ответственность за свое здоровье. В результате, как минимум, перестанут трястись руки. Как максимум, что-то прояснится в сознании, повысится концентрация, может усилиться интуиция — потому что хотя для всех операций есть общий сценарий, в каждом отдельном случае нужно опираться на чувства, которые подскажут, как именно сделать. Ни оттачивание скальпеля, ни разговоры с этой девочкой и ее родителями не помогут. Начинать нужно с себя.
Каждый из нас является хирургом для другого человека. Богом в нас заложены сиддхи — на санскрите есть такое слово, означает чудодейственные мистические силы. У каждого из нас они есть, но раскрыть их можно только в абсолютно спокойном, тихом состоянии, в тишине, в которой сам Бог будет нам рассказывать инструкцию по применению этих мистических способностей. Только в тишине. Поэтому всегда первое, что нужно сделать, чтобы помочь другому человеку, это погасить в бассейне своего эгоизма волны, научиться четко видеть свой внутренний образ.
— Как успокоить эти волны?
— На примере хирурга-алкоголика понятно — перестать пить. Если человек подворовывает на предприятии, то… У него постоянно будет страх наказания, ему будет казаться, что за ним кто-то бегает, будут сниться черти с адом, будет чудиться, что жена изменяет, близкие друзья обманывают. Прежде чем помогать другому, этому человеку надо перестать воровать на производстве. В каждом конкретном примере у каждого человека найдется в глазу бревно, с которым он ничем не может быть полезен другому человека, у которого в глазу сучок.
Часто, когда мы пытаемся помочь другим, это выглядит, как будто человек, облитый бензином, помогает тушить пожар.
Беспокойный человек ничем не поможет. Максимально уделив внимание своему образу мысли, своему телу, взяв ответственность за слова и поступки, мы увидим или как минимально навредить, или как помочь. Но только в состоянии тишины.
— Расскажи, пожалуйста, примеры, как это работает — как через себя можно помочь другому.
— Самые очевидные истории связаны с детскими заболевания, всегда проблема решается через взаимоотношения родителей.
Однажды мы с группой взрослых были в Индии, а их дети остались в России, за несколько тысяч километров. По мере того, как родители меняли отношение друг к другу (неважно, кто был инициатором, муж или жена), их дети, которые были очень-очень далеко и ничего о происходящем не знали, выздоравливали. И наоборот, когда в семьях случалась ссора — не специально, а просто так было — с детьми мгновенно что-то происходило. Легкие простудные заболевания, успеваемость падала и т.д. Знаю много ситуаций, когда если между родителями война, то их взрослые дети, которым уже по 20-30-40 лет, непутевые и невезучие.
Бывает и наоборот, что ребенок меняет свою позицию, тогда выздоравливают родители. Один из ярких примеров произошел прямо на тренинге. Мужчина приехал с одним единственным вопросом — теще провели операцию по удалению доброкачественной опухоли мозга, несколько дней лежит в коме, прогнозы неутешительные. Как можно на расстоянии помочь человеку, который лежит в коме? Мы стали искать, что у них общего.
— У тебя есть упрямство?
— Есть.
— А у тещи твоей?
— Тоже есть.
— Значит, на двоих у вас ой как много упрямства. Как можно помочь? Меньше упрямиться самому. А есть у нее такое, что слово дает и не держит? А у тебя?
— У обоих есть.
Соответственно, если начать у себя убирать эти общие черты характера, то снижаешь общую нагрузку.
До обеда состоялся наш этот разговор, он кое-что переосмыслил, дал мне слово кое-что сделать, после обеда ему позвонили и сказали, что теща вышла из комы. За ночь он исписал целую тетрадку, вспомнил все ситуации, сделал полный перепросмотр, на следующий день теща начала говорить потихоньку.
Еще была запоминающаяся история. Женщина приехала к маме, которая страдала старческой деменцией, несколько лет уже не поднималась с постели. Упала перед мамой на колени, попросила прощения за свою глупости и негатив, мама вдруг встала и сама пошла в туалет — как будто и не было никакой деменции.
— Чем можно объяснить то, что изменением в себе ты вызываешь изменения в жизни других людей? Это ведь абсолютно нелогично, нелинейно и не поддается исчислению.
— Во-первых, врач и целитель всего один. Это Бог, Творец, Чистое сознание. Он врач и Он же судьба, Он же обвинитель, и Он же — адвокат. Исцеление происходит, когда общий уровень проблем, неискренности становится минимальным. А через что он может стать минимальным? В семье, в роду появляется один у-род. Это не некрасивый человек, а тот, кто стоит у истока новой истории всего рода. Это человек чуть более вменяемый, чем все остальные в семье, и он говорит: «Боже, я устал страдать, прости меня, пожалуйста, за…» В этот момент вся карма рода, общая сумма всех проблем как бы исчезает, всем сразу легчает.
И это можно доказать, опираясь на современную физику, химию, но для этого нужны специальные приборы, эксперименты, чтобы отследить, как меняется излучение мозга и т.д. Но в любом случае, при покаянии через наше тело Бог начинает создавать такие излучения, что вокруг него, как вокруг солнца, все начинает оживать.
— Мне кажется, тут еще хорошо подойдет образ про тонкий лед, который ты однажды привел на тренинге…
— Да, можно сравнить с тем, что вся семья, все близкие люди стоят на озере на очень тонком льду. И единственный шанс всем выжить — это максимально снизить общую нагрузку на лед, а вероятность провалиться под лед выше у человека с большим весом. Но это не физический вес, а груз долгов, вины. И конечно, рядом с нами на этом льду окажутся не посторонние люди, а самые близкие, члены нашей семьи, нашей команды. Муж-жена, дети, мама-папа и т.д. Поэтому нужно свои долги сделать минимальными, чтобы всем стало легче.
Представь, что затонула подводная лодка. Одна комната осталась герметичной, в ней сидят шесть человек. Воздух у нас один на всех. Если я начну дышать эгоистическим дыханием — очень часто, поверхностно, то воздух закончится очень быстро. Зачем нужно столько кислорода? Чтобы подпитывать мой страх, мои мыслеобразы. Условно говоря, я пережигаю кислород на ничто, на поддержание своих страхов. Но если осознанно понизить частоту дыхания, то понижается количество кортизола — гормона страха, снижается уровень потребления кислорода телом. Условно говоря, в одной комнате шестеро могут дышать 12 часов при нормальном дыхании, а можно все эгоистически «выдышать» за час. Как я могу помочь всем шестерым? Переключиться со своих проблем, на данный момент несущественных, на текущий момент.
Энергия удачи тоже одна на всех. И ее можно как аннулировать своей глупостью, так и приумножить, но, опять же, пропустив через себя. Принцип очень простой: чем больше я себя веду в системе как эгоист, тем больше система должна пострадать. Чем больше я думаю о системе и о том, что могу для нее сделать, чем более мое эгоистическое восприятие меняется на альтруистическое, масштабное, тем меньше от меня вреда и больше пользы всей системе.
— Фактически, ты обозначил принцип появления онкологического заболевания, когда одна клетка говорит: «Я тут теперь самая главная, все будет, как я хочу».
— Именно так. Нужно понять, что сами по себе наши слова и действия никак не могут помочь другому человеку. Лечат не слова, а сила, которая стоит за этими словами. Если у тебя этой силы нет, то тогда через слова ты себе заберешь то, что было у человека, которому ты пытаешься помочь, потому что не отвечаешь за свои слова. Неважно, что именно будет говорить святой или настоящий целитель, даже матом ругаться, но за ними стоит сила, которая исцеляет.
Был один случай у Кашпировского. Пришла к нему очень полная женщина, 130 с чем-то кг. Она рассказывает, что заходит к нему, он сидит за столом, пьет чай, поднимает на нее глаза и говорит: «Ну что, корова, жрать еще долго будешь?». «Я, — говорит эта женщина, — так на него обиделась! Хлопнула дверью и вышла. Но с того момента я стала худеть». Ключевое в рассказе: «я на него обиделась». Она и так всю жизнь обижалась, потому и набирала килограммы, но у полных людей есть одна особенность — они не признают свою обиду, такие добрые и веселые все время. Конечно, время от времени наступает другая крайность, но они ее показывают только избранным. Благодаря таким словам женщина наконец-то увидела, что вот это — обида, и с этого момента старые обиды стали выходить, а новые не накапливаться. Наступило исцеление.
— Дима, но ведь еще и профессии такие — помогать другим. Получается, и в этом случае нужно начинать с себя.
— Нужно видеть Того, кто привел к тебе человека. И Того, кто на самом деле будет через тебя разговаривать с этим человеком, помогать ему. Выдерни Его из ситуации, и ты просто начнешь умничать с человеком, который пришел к тебе за помощью. Так что, если хочешь помочь другому, первое, что нужно увидеть — Того, кто создал эту ситуации. Как только начинаешь видеть Бога в каждой ситуации, то видишь и в чем сам не соответствуешь этому божественному. Уделив себе внимание, ты увидишь, как вопрос начнет разрешаться. В любом случае, мы «лечим», помогаем, а исцеляет — Он.