В июльском номере газеты Vegetarian вышло очередное интервью с Дмитрием, на этот раз поговорили о том, почему сейчас так много внимания сконцентрировано на теле. Газета распространяется бесплатно, список мест, где ее можно взять, опубликован на официальном сайте издания.
Мы публикуем текст интервью полностью.
В последнее время мы наблюдаем, как мода на здоровый образ жизни, которая прежде казалась положительной тенденцией, превращается в подобие фарса или ярмарки тщеславия: со всех сторон (в соцсетях, блогах, журналах) нас окружают фотографии накачанных поп, бицепсов и губ, наращенных ресниц, тарелок с ПП (полезным питанием) и т.д.
Наш диалог с Дмитрием Троцким, психологом и хиромантом, который больше не предсказывает судьбу, посвящен вопросу — почему люди стали так сильно зацикливаться на собственном теле.
— Дима, как думаешь, почему сейчас так модно заниматься своим телом и публично демонстрировать процесс и достижения?
— При ответе на этот вопрос я буду опираться на свой опыт хироманта. Давай введем два понятия: физиологический возраст или возраст по паспорту, то есть фактический возраст тела, и возраст личности — зрелость или, наоборот, незрелость психологическая, эмоциональная, духовная. Когда я смотрю руки тех, кому сейчас уже лет 90, то вижу, что, когда их фактический возраст был 12-14 лет, возраст личности соответствовал уже 20-25 годам. Если смотреть руки людей 50-60-х годов рождения, наших мам и пап, то там внешний и «внутренний» возраст примерно соответствовали друг другу. У тех, кто родился в 70-х годах, уже прослеживается отставание: в 28-30 лет возраст их личности соответствовал 18-20 годам. У тех, кто родился в 90-х и позже, наблюдаю тотальный инфантилизм: смотришь, вроде человеку 30 лет, а по факту ему 12-14! И увлечения у него 12-13-летнего подростка. Только «я-я-я-я-я» и «тело-тело-тело».
В подростковом возрасте все озабочены прыщами, бицепсами, грудь растет или не растет. В общем, все заинтересованы, кто как выглядит. А тут какая уже разница — модные джинсы носить или на модной диете сидеть?
Поэтому, например, и следование вегетарианству часто является только данью моде. Не по душе как понимание, что невегетарианство — это насилие над живыми существами, а потому, что сейчас так модно. Мне таких людей жалко, им приходится себе на горло наступать.
В свое время я купил джинсы «мальвина», цена им была, как у мопеда. Я мог их не стирать месяцами, мало ли — вдруг порвутся при стирке. Помню, кто-то однажды в кроссовках Adidas пришел, так столько людей прибегало на них посмотреть! По сути, мы и сейчас маленькие дети, которые друг перед другом выпендриваются и бесконечно постят в инстаграме фотографии: кто круче. Это ведь подростковая фишка: у меня губы больше, у меня ресницы длиннее, а у меня тачка дорогая, а у меня жена — модель.
— Получается, что целое общество — по сути, подростки?
— Да, для которых нет ничего важнее собственного «я». Ведь чем отличаются подростковые увлечения от занятий зрелой личности? Подростки зациклены только на себе, на удовлетворении каких-то своих амбиций. У зрелой личности вся деятельность направлена на внешний мир, на привнесение чего-то лучшего вовне. Забота не о своем теле, а обо всем человечестве.
Если вам 20 лет, и вы зациклены на том, как выглядит ваше тело и на размере губ, то это еще в пределах нормы, но если вам 50, а вы играете в танчики или бесконечно что-то себе подрезаете и улучшаете, то это уже проблема.
Есть определенные этапы становления личности, зацикленность на себе свойственна подростковому периоду, за ним должно идти взросление.
— Есть ли какой-то маркер, по которому можно понять, что тело взрослеет, а твоя личность — по-прежнему подросток?
— С чем ассоциируется подростковый возраст? Страх. Это страх будущего, страх за личную жизнь, страх за свою успешность и состоятельность в социуме, где жить, куда вообще поступать. Подросток живет в страхе — и это критерий. Уровень инфантильности личности измеряется так называемыми «линиями страха». Это как онкомаркеры показывают предрасположенность к онкологии, так и чем больше таких маркеров страха, тем незрелей личность.
Абсолютная зрелость характеризуется одним показателем — отсутствием страха смерти. Когда начинает отступать последний страх — страх смерти, это заключительный этап эволюции, в принципе, это синоним слова «духовность».
— Есть же еще мода на определенный тип внешности — девушки, женщины, да и мужчины тоже активно подгоняют себя под определенные шаблоны, стремятся соответствовать картинкам из глянца и интернета. Причина тоже в каких-то страхах?
— Да, это самый первый страх, который вообще испытывает человек — страх за свое тело и, конечно, страх смерти. Чем сильнее этот страх, с тем большим рвением человек качает попу, грудь и выставляет все это напоказ, чтобы самого себя убедить: еще куча времени впереди, я все успею. Женщины изо всех сил стремятся оставаться молодыми и красивыми — но в том понимании, как это сейчас принято, а мужчины выбирают женщин по определенным внешним критерием — все это попытка приглушить страх, убежать от смерти.
Физкультура, здоровое питание придуманы для того, чтобы держать тело в тонусе, но это не путь к просветлению. Ты тоже в этом году дважды была в Индии, обратила внимание, что за исключением крупных городов, где сильно влияние западной цивилизации, люди совершенно не запариваются по поводу того, как они выглядят. С точки зрения европейца, у них далекие от совершенства тела, но это не мешает им быть счастливыми.
— Как так получилось, что целое общество деградировало до уровня подростков?
— Очень высокий уровень технического прогресса, забота со стороны общества. Выживать не надо, больные не умирают, слабаков не кидают. Даже в магазин необязательно ходить — продукты можно заказывать прямо из дома. Чтобы с кем-то познакомиться, достаточно зарегистрироваться на сайте знакомств и выбирать себе, 12-летнему, другого такого же 12-него, даже если ему по паспорту уже 56. Раньше бывало встанешь, подойдешь к телевизору, переключишь канал плоскогубцами, сядешь обратно — и подумаешь 10 раз, а надо ли снова канал переключать, а теперь пультом по сотням каналов прыгаешь.
Обливались холодной водой, босиком по улице ходили, а сейчас болеть — вообще нормой считается. На тренинге начинаю про здоровье спрашивать, мне говорят: «Так все болеют!». Но это ненормально!
Мы как начинаем в детстве играть, так и играем всю жизнь. Все современные гаджеты — те же игрушки. Даже в семью — играют. Моя статистика показывает — а я посмотрел руки уже у более чем 20 000 человек — что в 99% браках либо развод, либо измена. Только 1% таких семей, которые не разведутся и в которых не будет измены. Сейчас не выходят замуж, а играют в замужество, в семью. Только вместо кукол — живые люди.
К сожалению, сейчас пытаются соответствовать моде не только на внешность, не только на здоровый образ жизни, но и моде на личную жизнь, на карьеру. Но для того, чтобы это все было по-настоящему, большинство из нас еще не доросло. Чтобы у человека появилась своя социальная ниша, чтобы он был Сотворцом, а не просто шурупом в общем механизме, до этого нужно дорасти. Туда только зрелых пускают. Никогда детей не пустят на завод работать. Пустят, только если война.
Кстати, такие глобальные катаклизмы как война, голод, раньше чума и другие эпидемии были, — это катализаторы, которые запускают процессы общего взросления.
— Что можно сделать, чтобы выйти из подросткового периода, как повзрослеть — не дожидаясь таких трагических стимулов?
— Вообще, для этого придумана религия — чтобы помочь ребенку преодолеть это состояние незрелости, преодолеть страхи. Священнослужители всех религий говорят, что да, есть смерть, есть страх, они описывают эти состояния и переводят фокус внимания на Бога. И здравомыслящий человек начинает рассуждать и благодаря этому эволюционирует, взрослеет, преодолевает свои страхи. В каждой религии есть некие наставления, как быть собой.
Есть и второй подход. Нужно честно себя спросить: насколько я открыт этому миру? А у подростка (не важно, какой у вас физиологический возраст — 30 или 50) мир ассоциируется только с одним — с семьей. Нужно посмотреть, насколько я открыт самым близким людям, заглянуть в кроличью нору своих самых сильных страхов. Кто-то боится потерять родственника, тогда нужно прямо ему сказать: мама (или папа), я боюсь тебя потерять. Кто-то обнаружит в себе негативные чувства к этим людям — к родителям, к братьям-сестрам и т.д. Нужно признать: да, у меня очень много обиды, злости, может быть, даже ненависти. И попросить за эти вещи прощения.
Тот, кто признал в себе такие негативные чувства и попросил за них прощения, тот резко начинает взрослеть, потому что больше не боится брать ответственность за свои мысли, слова, поступки и чувства. Такой человек уже считается зрелым.